Сегмент упаковки растительного масла. Пэт-тара |
«Показатель потребления растительного масла остается стабильным на протяжении последних двух лет: 97-98% украинских семей используют этот продукт, – констатирует Ольга Гарыгина, менеджер-аналитик департамента постоянных и медиа исследований компании «ТНС Украина». – В ходе исследования MMI Ukraine, проведенного нашей компанией, в периоды осень 2006 г. – осень 2008 г в одной волне было опрошено 5 тыс. респондентов в возрасте 16-65 лет, проживающих в городах с населением 50 тыс. человек и выше.
Характерно, что продолжает расти спрос на растительное масло промышленного производства: за два года доля потребителей, которые отдают предпочтение фабричному маслу, увеличилась с 79% осенью 2006 г. до 85% осенью 2008 г. Доля растительного масла домашнего производства постепенно снижается: 14% осенью 2006 г. и 9% осенью 2008 г.». Причем за два года прирост показателей в «промышленной» группе составил 5,9%, а снижение потребления растительного масла домашнего производства произошло на 4,9%. Что касается количества растительного масла, потребляемого в месяц нашими соотечественниками, то наибольшая доля приходится на потребление от 1 л до 2 л, что совокупно составляет 60,4 % от всех опрошенных респондент. «Лидером среди растительных масел на украинском рынке остается подсолнечное масло – 97,6% респондентов, – подчеркивает Ольга Гарыгина. – Отмечается постепенный рост потребления оливкового масла: 17% от потребителей растительного масла осенью 2006 г. и 20% осенью 2008 г. Заметно снижается потребление кукурузного масла: 13% от потребителей растительного масла осенью 2006 г. и 9% – осенью 2008 г., однако в предпочтениях потребителей эти изменения не зафиксированы». Надежность – приоритет Вышеизложенные факты рыночной ситуации обосновывают однородность рынка растительного масла в сегменте потребительской упаковки, особенно это утверждение справедливо по отношению к фасования подсолнечного масла. В этом сегменте практически вся продукция (исключая премиальную категорию) упакована в ПЭТ-бутылки различного объема. Наибольшая доля стеклянных бутылок приходится на сегмент оливкового масла. К основным факторам, которые положительно влияют на выбор видов потребительской упаковки производителями растительного масла, относятся: преимущества физико-химических свойств ПЭТ-тары с позиций маркетинга и логистики, возможность позиционировать упакованную продукцию в низком и среднем ценовых сегментах за счет относительной дешевизны производства ПЭТ-бутылок. Однако стремление снизить или удержать себестоимость упакованного растительного масла часто приводит к снижению качества потребительской упаковки. Например: деформирование ПЭТ-бутылок, низкие потребительские характеристики укупорочных средств, неаккуратный дизайн упаковки. Насыщение рынка растительного масла в дальнейшем приведет к ситуации, когда производителю нужно будет бороться не за потребление торговой марки, а за увеличение частоты еженедельных покупок. А это – гораздо сложнее. И в такой ситуации стоит помнить, что подавляющее большинство респондентов (98%), опрошенных нашим журналом, в первую очередь, при выборе упакованного растительного масла обращают внимание на надежность бутылки. 82% опрошенных отметили, что важной потребительской характеристикой для них является легкость и аккуратность вскрытия бутылки, а для 75% – удобство при пользовании и хранении. Причем эти требования конечных потребителей относятся как ПЭТ-таре популярных объемов 1-2 л, так и к бутылкам большого литража. Автор: Ольга Бут
|